Российская газета онлайн,
4 февраля 2016 г.
Остановить ОСАГО?
941 просмотр
Группа депутатов парламента (Жогорку Кенеша) КР готовит законопроект об отмене обязательного страхования жилья и автотранспорта (ОСАГО). Так народные избранники отреагировали на многочисленные обращения общественности о неготовности большинства киргизстанцев к нововведениям.
Закон об обязательном страховании вступает в силу с седьмого февраля 2016 года. Согласно нормативно-правовому акту, граждане республики должны застраховать принадлежащее им движимое и недвижимое имущество: жилье - в течение четырех месяцев, автотранспорт - двух с половиной.
Страхованием квартир и домов будет заниматься госкомпания. По словам главы Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком КР Санжара Муканбетова, для сельчан обязательная минимальная сумма составит 600, а для горожан - 1,2 тысячи сомов в год. При этом первые могут рассчитывать на выплату в размере 500 тысяч, вторые - одного миллиона сомов.
Страховых случаев около 30. Это пожары и все виды стихийных бедствий. В случае отказа от страхования хозяин недвижимости не сможет ее продать, не заплатив штраф.
Что же касается ОСАГО, то, по данным Госфиннадзора КР, необходимость введения данного вида страхования связана с тем, что ежегодно в республике увеличивается количество автотранспортных средств, приобретенных на вторичном рынке, снижается уровень культуры вождения и ухудшается состояние дорог. В совокупности все это приводит к росту дорожно-транспортных происшествий. По данным ДПС МВД, ежегодно в стране случается более семи тысяч ДТП. При этом погибают около тысячи человек, а десять тысяч получают ранения различной степени тяжести,
- На сегодняшний день в действующем гражданском законодательстве имеются положения об ответственности, которую несут владельцы автотранспортных средств, но отсутствуют рычаги воздействия на виновников дорожно-транспортных происшествий, причинивших вред третьим лицам, и механизмы выплаты компенсаций потерпевшим. В итоге каждый участник дорожного движения оказывается в ситуации, когда виновник ДТП не имеет возможности возместить нанесенный ущерб, а потерпевший - получить компенсацию как от нарушителя, так и от государства. Закон об ОСАГО исправляет эту несправедливость, - сообщил «РГ» член исполнительного совета Госфиннадзора Нурлан Байбосунов.
Размер суммы страхового полиса рассчитывается следующим образом: базовая премия - она составляет чуть больше трех тысяч сомов - умножается на шесть коэффициентов, каждый из которых учитывает ту или иную особенность. К примеру, объем двигателя, возраст водителя, его стаж вождения, тип автотранспорта.
По официальным данным, средний тариф по ОСАГО в КР - один из самых низких среди стран Евразийского экономического союза. Автострахованием будут заниматься восемь-десять частных компаний. Максимальная сумма выплат составит 550 тысяч сомов, из которых 150 можно получить в случае порчи имущества и 200 - за полученные травмы или гибель вследствие дорожно-транспортного происшествия.
По словам Нурлана Байбосунова, для более быстрого разрешения спорных вопросов по ОСАГО будет создан Институт страховых арбитров. В случае несогласия с выводами компании можно обратиться к нему. Решения института обязательны для страховых организаций.
Чем меньше времени оставалось до вступления в силу закона об обязательном страховании жилья и автотранспорта, тем сильнее разгорались дискуссии, касающиеся плюсов и минусов нормативно-правового акта. По мнению большинства участников обсуждений, киргизстанцы в данный момент не готовы к такому нововведению. Особенно если речь идет об ОСАГО.
Результатом споров стало обращение инициативной группы к президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву и депутатам парламента страны. Политиков попросили приостановить вступление закона в силу. «Есть опасения, что документ не станет гарантом возмещения вреда, причиненного здоровью в дорожно-транспортном происшествии. Проблема в том, что до настоящего времени не проработана и не принята единая методология оценки ущерба в случае аварии... Нет механизма решения спорных случаев и определения роли государства в таких случаях. В законе не предусмотрен процент взносов на предупредительные нормы для улучшения дорожной инфраструктуры в стране, не указана ответственность страховых компаний за отказ в заключении договора. Калькуляция оценки страховых взносов и выплат в разбивке на коэффициенты проведена без анализа рисков и вида транспортного средства (коммерческий, некоммерческий), без соответствующей дифференциации», - говорится, в частности, в обращении.
Его инициаторы попросили политиков сначала устранить все недостатки, а затем запускать механизмы страхования. «При этом необходимо провести широкую разъяснительную работу среди населения по поводу того, зачем нужно вводить ОСАГО», - отмечается в обращении.
Кстати, о том, что большинство автовладельцев в Киргизии ничего не знают об обязательном страховании движимого имущества, говорят результаты проведенного АО «Кыргызинстрах» социологического исследования. «Лишь 15 процентам от опрошенных известно о том, что такое ОСАГО. При этом многие из них - выходцы из южных регионов республики. Они неоднократно выезжали на работу в Россию, где подобный закон действует уже давно», - отметила председатель правления компании Динара Тезекбаева.
Первыми на обращение инициативной группы откликнулись депутаты парламента КР. По словам члена фракции «Ата Мекен» Алмамбета Шыкмаматова, в Жогорку Кенеше началась разработка законопроекта не просто о приостановке, а об отмене обязательного страхования автомобильного транспорта и жилья.
- Что такое обязательная страховка? Лоббирование интересов тех, кто этим занимается. Именно они заинтересованы в том, чтобы такой закон работал. Потому что ожидается поступление двух миллиардов сомов. Однако есть сомнения, что простой гражданин сможет выбить положенную компенсацию», - считает он.
Страхование, по его словам, должно быть добровольным. «Принуждать кого-либо что-либо делать запрещает Конституция. О каких лишних деньгах у киргизстанцев можно говорить сейчас, когда на дворе кризис?» - добавил Алмамбет Шыкмаматов.
В парламенте не уточняют, сколько времени займет разработка законопроекта. Известно лишь то, что депутаты намерены это сделать как можно быстрее.
Между тем в госорганах, судя по всему, о приостановке действия закона об обязательном страховании не задумываются. На днях Госфиннадзор КР предупредил, что с первого мая 2016 года за отсутствие полиса ОСАГО будут штрафовать. «Автовладельцам даются три месяца на оформление автостраховки. Штраф за вождение машины без полиса составляет 500 сомов. В случае повторного нарушения сотрудники дорожно-патрульной службы имеют право поставить транспортное средство на спецстоянку», - сообщили в ведомстве.
Страховые взносы возвращаться плательщикам, если страховой случай не наступил, не будут. По данным Госфиннадзора КР, их будут накапливать и размещать на банковских депозитах, вкладывать в ценные бумаги. Между тем министерство внутренних дел предлагает запретить эксплуатацию незастрахованного автотранспорта. Соответствующий проект постановления вынесен на общественное обсуждение. Согласно документу, в случае остановки водитель должен предъявить сотруднику дорожно-патрульной службы для проверки водительские права, техпаспорт, справку об оплате налога на движимое имущество и полис ОСАГО.
Тем временем
Когда готовилась статья, стало известно, что депутаты парламента КР отправили на общественное обсуждение законопроект об отсрочке введения обязательного страхования жилья и автотранспорта до первого января 2020 года. «Вступление в силу закона в 2016 году существенно увеличит расходы семей, особенно бедных и крайне бедных, и отрицательно повлияет на их материальное положение», - отметили депутаты. А в правительстве между тем приняли решение не штрафовать киргизстанцев за отсутствие полиса ОСАГО до первого января 2018 года.
Артем ПЕТРОВ (Бишкек) РГ-Экономика Кыргыстана
Вся пресса за 4 февраля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование, Страховое право, За рубежом, Страхование недвижимости
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
29 мая 2025 г.

|
|
ТАСС, 29 мая 2025 г.
Финансирование медпомощи в регионах России выросло на 13,5%

|
|
РБК (RBC.ru), 29 мая 2025 г.
7,6 млн рублей выплатило «Согласие» за поврежденный камнепадом экскаватор

|
|
Новые Известия, 29 мая 2025 г.
Игорь Юргенс: «От дронов граждане страхуются в Москве, а не в приграничных регионах»

|
|
ТАСС, 29 мая 2025 г.
ЦБ планирует отменить трехлетнюю периодичность проверок поднадзорных организаций

|
|
Ведомости онлайн, 29 мая 2025 г.
Банк России изменит подход к планированию проверок участников рынка

|
|
Интерфакс, 29 мая 2025 г.
Банк России планирует отменить 3-летнюю периодичность проверок поднадзорных игроков

|
|
cbr.ru, 29 мая 2025 г.
Банк России меняет подходы к планированию проверок для участников рынка

|
|
Российская газета, 29 мая 2025 г.
Изобрели колесо

|
|
Финмаркет, 29 мая 2025 г.
Запуск льготных семейных накопительных программ укрепит бизнес страховщиков жизни и поможет решению трех госзадач - президент ВСС

|
|
Дейта, Владивосток, 29 мая 2025 г.
Названа сумма: автомошенничество бьет по кошельку россиян

|
|
Дейта, Владивосток, 29 мая 2025 г.
Страховщики вооружились против автоподставщиков

|
|
Вечерний Орел, 29 мая 2025 г.
Орловцы стали вдвое чаще жаловаться на страховщиков

|
|
ТАСС, 29 мая 2025 г.
Кабмин оценит исполнение госпрограмм и поможет в защите от некачественных медуслуг

|
|
korins.ru, 29 мая 2025 г.
РНПК представила рынку новые стандарты по пожарной и промышленной безопасности

|
|
Провинция.ру, 29 мая 2025 г.
Страховые выплаты по упрощенной схеме смогут получить тюменцы, пострадавшие от паводка

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 29 мая 2025 г.
Штрафовать за езду без ОСАГО начнут осенью. Без экспериментов и предупреждений

|
|
Бизнес online, Казань, 29 мая 2025 г.
«Желающих заниматься страховым мошенничеством в Татарстане стало поменьше»

|
 Остальные материалы за 29 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|